ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА
СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА»
Девиантное поведение

В прошлый раз мы в нашей рубрике говорили о том, что подростковый возраст сам по себе оказывается «трудным» возрастом, и вступление в него делает наших детей сложными для понимания, сложными для общения и взаимодействия с ними.

Однако следует непременно отличать трудности, связанные с особенностями возраста, от тех трудностей, которые обусловлены неким искажением поведения подростка, даже по сравнению с поведением его сверстников. Такое отступление от принятых социальных, нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм в поведении подростка носит название девиантного, т.е. отклоняющегося.

     Причинами, обуславливающими развитие таких форм поведения подростков, по мнению многих исследователей, могут выступать:

1. стремление получить сильные впечатления;

2. заболевания ребенка;

3. повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;

4. неблагополучная ситуация в семье;

5. стремление к самостоятельности и независимости;

6. недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;

7. отставание в учебе;

8. пренебрежение со стороны сверстников;

9. непонимание взрослыми трудностей детей;

10.  недостаточная уверенность ребенка в себе;

11.  отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

12.  стрессовые жизненные ситуации;

13.  напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);

14.  примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;

15.  чрезмерная занятость родителей;

16.  конфликты с родителями;

17.  обилие запретов со стороны родителей (педагогов);

18.  постоянные нарекания, брань в семье;

19.  слабость интеллектуальной сферы ребенка;

20.  повышенная коммуникативность детей;

21.  низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;

22.  одиночество, непонимание другими;

23.  излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);

24.  неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;

25.  генетическая предрасположенность;

26.  неравномерность психофизического и полового созревания;

27.  отсутствие навыков социального поведения;

28.  снижение культуры, интеллектуального уровня;

29.  масса свободного времени;

30.  скука, «просто так»;

31.  желание обратить на себя внимание;

32.  неполные семьи;

33.  экономическая нестабильность;

34.  влияние улицы.

Т.е девиантное поведение обуславливается различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования чаще всего на трудные обстоятельства жизни и  связано также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Отклоняющееся поведение предполагает наличие, по меньшей мере, трех основных компонентов:

– человека, которому свойственен этот тип поведения;

– нормы или ожидания общества (группы), которые являются критерием оценки поведения с точки зрения его девиации;

– некоего органа, учреждения или личности, реагирующих на данное поведение, принимающих решения, нормально это поведение или девиантно, а также определяющих санкции.

     Учитывая эти три компонента, девиантным является поведение, отклоняющееся от групповой нормы и влекущее за собой санкции: изоляцию, лечение, наказание, осуждение и другие виды порицания нарушителя

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.  Различные формы девиантного поведения тесно взаимосвязаны, поэтому вовлечение юноши или девушки в один вид девиантных действий значительно повышает вероятность их вовлечения также и в другие.

Для того, чтобы квалифицировать поведение ребенка как девиантное, необходимо наличие по крайне мере следующих условий:

  1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или установленным социальным нормам (не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время
  2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (в форме общественного осуждения или социальных санкций).
  3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям (в виде дестабилизации существующего порядка, причинения морального или материального ущерба, физического насилия и причинения боли, ухудшения здоровья вплоть до крайней формы – угрозы для жизни).
  4. Девиантное поведение преимущественно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
  5. Для того, чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности (а не являться следствием нестандартной или кризисной ситуации или следствием самообороны).
  6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы (оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с ними).
  7. Девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
  8. Наличие выраженного индивидуального (различие в мотивах и формах поведения, динамике, частоте и степени его выраженности; в особенностях переживания отклоняющегося поведения и отношения к нему самой личности) и возрастно-полового своеобразия (правомерно применение термина к детям не младше 5 лет; в строгом смысле слова – после 9 лет, когда у ребенка появляется способность самостоятельно следовать социальным нормам.

     Таким образом, девиантным (отклоняющимся) поведением можно считать устойчивое поведение, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

     Пожалуй, самыми сложными и наиболее распространенными в детско-подростковой среде видами отклоняющегося поведения по праву сегодня можно считать различные формы зависимостей: пищевой, компьютерной, химической, к которой принято относить  курение, злоупотребление спиртными напитками, наркоманию и токсикоманию.

Эти виды поведения, по мнению специалистов, опасны прежде всего тем, что таят в себе угрозу для полноценного развития,  здоровья и жизни как  окружающих людей, так и самого человека. Кроме того, их рост в последнее время заставляет все чаще и чаще обращаться к вопросу о том, какие факторы в развитии наших детей приводят к данным искажениям поведения, как оно формируется, каким должно быть взаимодействие с детьми и подростками, направленное на профилактику этих социально опасных явлений. Причем задумываться над подобными вопросами начинают не только специалисты - детские врачи, психологи, педагоги, но и родители, желающие видеть своих детей здоровыми и счастливыми.

     Поэтому мы считаем своим долгом познакомить читателей нашей рубрики с наиболее сложными  видами девиантного поведения, внушающими особую тревогу в связи с их почти повсеместной распространенности среди детей и подростков - табакокурением, алкоголизмом и наркоманией. Мы расскажем не только о том, как  и почему возникает табачная, алкогольная и наркотическая зависимость, как можно распознать начало этой беды, но и поговорим о  роли семьи и родителей в деле ее профилактики. Кроме того, мы надеемся, что наши читатели, будучи заинтересованы в данной проблематике, адресуют нам интересующие их  вопросы  или поделятся собственным мнением, касающимся проблемы химических зависимостей - такая «обратная связь» позволит вести разговор в диалоговом режиме и принесет гораздо больше пользы и удовлетворения сторонам.

     Итак, читайте нас в следующих выпусках...

Климович Вероника Юрьевна, клинический психолог

Уважаемые посетители!

При использовании материалов, размещенных на сайте «Негативнет», ссылки на автора и источники обязательны!

Яндекс.Метрика