ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА
СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА»
Поговорим о НОРМАЛЬНОМ развитии подростка…

Когда мы произносим слово «подросток», перед нашим мысленным взором возникает некий условный образ.  Это может быть образ девочки (а может быть, уже девушка?) - своенравной, с легко меняющимся настроением, в облике которой еще видны черты недавнего детства и вместе с тем отчетливо проглядывают признаки завтрашней юности. А, быть может, это образ вихрастого, веснушчатого паренька, немного нескладного, занозистого, задиристого, упрямого, во всем противоречащего воспитателям, который вызывает отчаяние родителей и учителей и, несмотря на громы и молнии, обрушивающиеся на его голову, упорно продолжает «гнуть» собственную линию в вопросах, касающихся основных проблем его жизни. О таком говорят: «Сладу с ним нет!» И растерявшиеся родители мечутся от одной крайности к другой - то занимая «жесткую линию», то потакая во всем, а нередко просто возьмут и махнут рукой: «И школа-то с ним не может справиться, а мы - что?»…

Так уж сложилось, что именно в подростковом возрасте с ребенком происходят наиболее разительные изменения - во внешности, в характере, в поведении; в тугой узел завязываются социальные, психологические, психофизиологические перемены, взаимодействуя, противодействуя, то подкрепляя, то мешая друг другу, делая подростковый возраст  наиболее противоречивым из всех периодов развития человека.

Этот возраст сравним, пожалуй, с бурным весенним потоком, который прокладывает русло то напролом, сметая все на своем пути, то неожиданно петляя, замедляя бег без видимой причины, то вдруг свергаясь сокрушительным водопадом... И окружающие взрослые, поставленные в тупик, сами чувствуя растерянность, скрывают ее под неопределенно- успокоительной формулой: «Возраст! Пусть перебесится», не замечая того, что подросток все больше отдаляется от них, а когда спохватываются, оказывается: поздно, слишком поздно, что-то очень важное уже безвозвратно утеряно! Вот и получается. что подростковый возраст оказывается наиболее серьезной проверкой правильности и действенности семейного воспитания, проверкой на прочность детско-родительских отношений. Показателем высокой культуры родителей, критерием родительской любви и заботы в этот период становится способность мам и пап, дедушек и бабушек уловить совершающиеся в их «чаде» изменения, поменять свой, до селе «безотказно» действующий стереотип отношений с ним, не счесть «блажью» и «капризом» то в их ребенке, что на самом деле свидетельствует о трудном и сложном переходе от детства к юности.

Весь материал, который будет представлен на страницах нашего сайта, мы будем публиковать с одной единственной целью - помочь родителям разобраться в сложном и противоречивом мире  чувств своих детей-подростков, их переживаний и  помыслов, укрепить доверие между взрослыми и теми, кто только начинает дорогу во взрослую жизнь, и по сути дела, ответить на одну из основных  потребностей человека - потребность быть понятым! Не надо только забывать, что любые общие закономерности всегда подразумевают «поправку на индивидуальность», а это означает, что, читая о типичных ситуациях и характерных признаках, касающихся личности подростков, вдумчивые и любящие родители смогут увидеть особенности собственного ребенка, оценить наличие у него тех или иных критериев подросткового возраста, смоделировать образ не абстрактного, а вполне реального человека - сына или дочь-подростка. Все это только облегчит  задачу понять, что же это такое - наш непростой подросток?!

Прежде всего, противоречия подросткового возраста начинают сказываться уже тогда, когда требуется определить, а когда, собственно, этот возраст наступает, где проходят его границы. Даже среди специалистов-психологов нет единого мнения по этому поводу: одни считают, что человек вступает в подростковый возраст сразу после того, как ему исполнится  11 лет, другие связывают его начало с переходом из начальной в среднюю школу, кто-то вводит термин «предподростковый возраст» для 10- летних детей, показывая тем самым, что уже в этом возрасте в ребенке мы сможем увидеть те или иные особенности, свойственные подросткам. В обществе признанием того, что ребенок стал подростком (то есть, способен начать  приобретать часть «взрослых» прав и обязанностей) является выдача 14-летним гражданам первого официального документа - паспорта.

Нет единого мнения и по поводу того, когда подростковый возраст заканчивается: это может быть 15 - 16 лет, или возраст окончания школы и получения аттестата  зрелости.

Наверное, такая неопределенность возрастных границ объясняется объективными факторами. Ведь взросление - это процесс, биологические, социальные и психологические аспекты которого имеют свой собственный временной ритм, неодинаковый у разных людей и в разных конкретных условиях, и в течении этого процесса всегда трудно поставить какую-то границу, не отдавая себе отчет в том, что она будет весьма условной. Вероятно, на практике легче бывает сказать про конкретного подростка, что именно у него уже наступил подростковый возраст и не пытаться понять, когда это произошло - месяц или год назад.

Кроме того, подростковый возраст сложен еще и тем, что он характеризуется различного рода процессами - биологическими и социальными, которые хоти и взаимосвязаны, но не синхронны.

Во-первых, различны темпы физического и психического развития: один мальчик в 14-15 лет выглядит уже почти взрослым, другой - только-только еще начинает расставаться с детством. Зайдите в любой 6 класс, где за партами сидят сверстники - одним ( особенно девочкам!) можно дать все 16, другим - не более 10. Причем такие различия существуют не только во внешнем виде; эти различия присущи и психическому развитию, они имеются в интересах, умственной зрелости, уровне самостоятельности детей. И причем эти различия - не исключение, а правило.

Во-вторых, существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма созревают в разное время. Так, например, развитие сердечно-сосудистой системы отстает от темпов  роста  увеличения  веса тела,  сердце  часто не справляется с нагрузкой,  не обеспечивает полноценным кровоснабжением мозг, легкие. Это может быть причиной перехода от активной и плодотворной учебы, работы к состоянию вялому, болезненному (болит, кружится голова, возникают боли в груди), от настроения веселого и беззаботного к подавленному и тоскливому.

Еще больше вариаций в развитии психики подростка: в каких-то отношениях и ситуациях один и тот же мальчишка или девчонка ведет себя и воспринимается как взрослый человек, в других - как совершенный еще ребенок. Пласты детства в них причудливо уживаются с пластами взрослости.

В-третьих, социальное возмужание по времени не тождественно физическому. Физическое созревание подростков происходит сегодня значительно быстрее и заканчивается раньше, чем еще 100 лет назад. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Значительно удлинились за последние годы сроки обучения, современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом, позже начинается и ее регулярная трудовая деятельность. Напротив, средний возраст вступления в брак (пусть даже гражданский) уменьшился; молодые люди раньше обзаводятся собственной семьей, хотя часто и продолжают сохранять материальную зависимость от родителей. Отсюда и неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании. Кроме того, в области социального созревания, как  и в сроках физического созревания, существуют большие различия и между разными группами молодежи ( учащаяся или работающая молодежь, или те, кто совмещает эти виды деятельности), и в развитии отдельной личности. Молодые люди могут быть достаточно зрелыми в сфере трудовой деятельности, оставаясь в то же время на подростковом или вовсе инфантильном уровне в области межличностных отношений или в культурных запросах

Все эти объективные сложности подросткового возраста следует принимать во внимание, когда речь заходит о взаимодействии с подростком, ибо знание их может позволить объяснить некоторые, кажущиеся  на первый взгляд алогичными, мысли и действия последних.

Кроме этого, взрослым, имеющим в семье сына или дочь-подростка, необходимо помнить и о других характерных особенностях подросткового возраста, которые накладывают отпечаток на всю личность ребенка в целом.

В подростковый период  происходит преимущественный рост костей туловища и конечностей в длину, интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры и развитие некоторых частей тела  (груди,  таза). Ребенок сам  недоумевает,  отчего у него вдруг непомерно вытянулись руки, ноги, он еще не привык к своему «новому телу», не умеет им управлять - отсюда неуклюжесть, неловкость и угловатость движений.. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой и нарочитой грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию, ибо подростка угнетает мысль, что он может быть смешон и нелеп в глазах окружающих.

Переходный возраст называют также периодом полового созревания. В этом возрасте начинают активно действовать половые железы.  Выделяемые  ими  гормоны способствуют появлению вторичных половых признаков. У девочек  в  возрасте  11-13 лет начинаются менструации,  у мальчиков бывают непроизвольные семяизвержения во сне - поллюции.  Часто новые,  незнакомые телесные ощущения пугают подростков, ребятам начинает казаться, что они неправильно развиваются, появляется негативное отношение к своему физическому «я», подростки испытывают чувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми.  Порой  случается  наоборот  - появившиеся признаки воспринимаются подростком как признак взрослости,  мальчиков и девочек  начинает тянуть во взрослые компании, им хочется попробовать взрослой жизни. Поведение подростков часто становится развязным, в высказываниях  по  поводу и при общении с противоположным полом появляется циничность. Взрослые воспринимают такие черты как «испорченность», «распущенность» молодого поколения, однако это скорее проявление растерянности  подростка  перед  возникшими  очень сложными для него проблемами.

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию. Возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этом возрасте приобретают волевые черты характера, которые, справедливости ради следует заметить, проявляются порой своей негативной окраской. Именно в этот период чаще всего приходится слышать от родителей о непомерном упрямстве, «глупой» настойчивости, «дурацком» упорстве сына или дочери, которые на самом деле являются своеобразным тренингом для развития более позитивных волевых качеств: целеустремленности и умении преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью; порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом  уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.

Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной сфере подростка. Повышается с каждым годом способность к абстрактному мышлению, формируется мышление активное, самостоятельное, творческое; память и внимание приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Присутствие в этот период рядом с подростком мудрого, опытного учителя, воспитателя, наставника может стать залогом успешности любой творческой деятельности - будь то учеба или занятия в кружках по увлечениям.

Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей  личности, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств, которую он удовлетворяет в системе взаимодействия с «миром людей». Именно сравнивая свое поведение с поведением как взрослых людей. так и сверстников, подросток формирует свое отношение к миру и себе в нем, приобретает те или иные ценности, установки, желания и стремления, учится взаимодействию с окружающими. Как важно в этот момент, разговаривая с подростком,  не сорваться на привычное « Рано тебе еще... Вот станешь взрослым, тогда...» Если не сейчас, то когда он будет формировать свой стиль отношения к миру, чтобы, став взрослым, ему было бы не рано чувствовать и осознавать свои чувства, оценивать поступки других и свои поступки, желать и добиваться желаемого, быть востребованным другими людьми и самому находить удовольствие в установлении контактов с окружающими!

В жизни подростка традиционно взрослыми отводится значительное место учебе. Это и понятно, ибо прежде всего подросток, оставаясь учеником школы, несет на себе именно эту социальную функцию, и родителям . и всем окружающим взрослым удобнее и привычнее, как несколько лет подряд в младшей школе, воспринимать своего ребенка в этой уже знакомой им роли. Однако в жизни подростка появилось еще одно не менее (а, может быть, и более!) значимое стремление - занять определенное место в обществе и не только в роли ученика, но и в различных других своих социальных проявлениях. Учебы уже не может полностью удовлетворить их личностные притязания, растущее самосознание, жажду активной общественно значимой деятельности. Поэтому у школьника со вступлением в подростковый возраст довольно часто резко меняется отношение к учебе, снижается интерес к школе и падает успеваемость. Всегда ли мы, родители, способны принять такие возрастные изменения наших детей и не делать по-прежнему их успехи или неудачи в учебе главными критериями оценки собственного ребенка, забывая про существование в их сознании огромного круга других ценностей и  интересов?

Важно знать  еще  об одной, пожалуй, главной особенности подростков.  Ребята в этом возрасте все больше отдаляются от взрослых,  их  все  больше привлекает мир сверстников. Если раньше сын или дочь шли со своими заботами, радостями, огорчениями к взрослым, в первую очередь к  родителям и учителям,  то в подростковом возрасте они чаще делятся своими переживаниями с друзьями и подругами.  Если еще совсем недавно ребенок с удовольствием проводил время в кругу семьи, мама и папа были помощниками и советчиками во всех его делах,  то сейчас  его  и дома-то не застать,  а если он и занимается чем-то дома,  то рассказать об этом не допросишься.  Порой кажется,  что дети разлюбили своих родителей, их не интересует отношение взрослых к их поведению,  к их школьным успехам, они не прислушиваются к советам,  а часто все делают как раз наоборот. Иногда бывает до слез обидно:  почему мнение какого-то неизвестного Саши,  который учится  в  параллельном  классе,  оказывается для сына или дочери важнее мнения родной мамы?  Однако, удивительного в этом нет: для ребят в переходном возрасте становятся очень важными желания быть принятыми среди сверстников,  войти  в  какую-нибудь  популярную, престижную для них компанию подростков, занять определенное место в кругу друзей.

И вот тогда начинаешь слышать от родителей девочек и мальчиков, что их ребенок превратился в неуправляемого подростка, у которого « все стало совсем не так, как было раньше», что «он стал словно ненормальным», и что родители просто теряются в догадках - что же делать?

И хочется дать совет таким родителям: не паникуйте, не обвиняйте своего ребенка, не считайте его «совсем пропащим», ведь вполне может быть, что во всех ваших бедах виноват тот самый «пресловутый» подростковый возраст, в который вы вступили вместе со своим сыном или дочерью. Лучше постараться сесть, обдумать и постараться разобраться в том, являются ли все особенности поведения вашего ребенка лишь проявлениями подросткового возраста. Если да - значит, ваша задача как родителя - принять эти изменения, понять их и начать изменяться самому, учась взаимодействовать со своим «новым» ребенком.

А если нет? Если вы поняли, что поведение вашего ребенка выходит за пределы даже особенностей подросткового возраста и его с полным основанием можно назвать «трудным» подростком? Что делать в этом случае?.. Об этом наш дальнейший разговор.

 

Климович Вероника Юрьевна, клинический психолог

 

Уважаемые посетители!

При использовании материалов, размещенных на сайте «Негативнет», ссылки на автора и источники обязательны!

Яндекс.Метрика